Запрос «Тредьяковский» ; о его сыне см. Лев Васильевич Тредьяковский.
Василий Кириллович Тредиаковский
Портрет В. К. Тредиаковского[Прим 1] Дата рождения 22 февраля (5 марта) 1703() Место рождения Астрахань, Русское государство[3][4][5] Дата смерти 6 (17) августа 1769() (66 лет) Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя[6][5] Гражданство (подданство)  Российская империя Род деятельности поэт, переводчик, филолог Годы творчества 1721—1768 Направление классицизм Язык произведений русский, французский
 

Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (также Тредьяковский; 22 февраля (5 марта) 1703 — 6 (17) августа 1769) — русский поэт, переводчик и филолог XVIII века, один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Впервые ввёл гекзаметр в арсенал русских стихотворных размеров. Впервые в русском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввёл эти понятия в русскую культуру и общественное сознание[7]. Его интересы в области метрики стиха также сопрягались с композиторской деятельностью, главным образом, это была кантовая музыка. По чинам — надворный советник (1765).

Родом из семьи астраханского священника, образование получил в католической латинской школе при миссии ордена капуцинов. В 1723—1725 годах обучался в Москве, в Славяно-греко-латинской академии, обратив на себя внимание дипломатических кругов. Благодаря протекции И. Г. Головкина и А. Б. Куракина получил возможность выехать в Нидерланды, а затем во Францию, где прожил два года, получив философское образование в Сорбонне. После возвращения в Россию в 1730 году снискал известность как поэт и переводчик, претендовал на статус придворного поэта и панегириста Анны Иоанновны. С 1733 года — секретарь Императорской академии наук. В 1734—1735 годах предпринял реформу русского стихосложения, однако занятая им интеллектуальная позиция и близость к прокатолически настроенной части российского дворянства привела к краху его карьеры. В 1745 году Тредиаковский получил звание профессора Академии наук — одновременно с М. В. Ломоносовым, но в 1759 году был из неё уволен. В 1740—1750-е годы Тредиаковский вступил в полемику с М. В. Ломоносовым и А. П. Сумароковым, которая также не способствовала росту его репутации. В 1752 году опубликовал двухтомное издание «Сочинений и переводов как стихами, так и прозою», которое надолго определило место Тредиаковского в истории русской культуры[8]. Все эти годы он занимался преимущественно переводами французской художественной и исторической литературы, в том числе объёмных «Древней истории» (10 томов) и «Римской истории» (15 томов) Шарля Роллена. Важнейшим собственным достижением Тредиаковский считал эпическую поэму «Телемахида» (1766) — перевод гекзаметром прозаического оригинала Франсуа Фенелона, которая была не понята и не признана современниками, но уже в первой трети XIX века стала востребована переводчиками-гекзаметристами (Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским); наследие Тредиаковского высоко оценивал А. С. Пушкин. Переводы «Древней» и «Римской истории» Роллена, выполненные Тредиаковским, ещё в 1855 году оценивались Н. Г. Чернышевским как «лучшие по своему предмету» и «ничем не заменимые для русского читателя»[9].

После кончины Тредиаковский надолго получил репутацию плохого поэта, постепенная реабилитация его наследия шла на протяжении всего XIX и XX веков. Его переводы и оригинальные произведения переиздавались в 1773—1778, 1849, 1935, 1963 и 2007—2009 годах. К началу XXI века наследие Тредиаковского, в том числе и «Телемахида», получило высокий литературный статус. По словам Н. Ю. Алексеевой, значение его для русской культуры заключается не в участии в формировании будущей литературы и самосознания, а в открытии для России классической древности, поскольку он сумел воспринять не только верхний слой современного ему европейского классицизма, но и — через ренессансный гуманизм — традицию Античности в её глубине[10].

Содержание 1 Становление. Астрахань — Москва (1703—1725) 1.1 Астрахань. Обучение у капуцинов
1.2 Отъезд в Москву. Славяно-греко-латинская академия 2 Европа (1726—1730) 2.1 Гаага, Париж, Гамбург
2.2 Тредиаковский и янсенисты
2.3 Тредиаковский и русская дипломатия 3 Россия. При дворе Анны Иоанновны (1730—1740) 3.1 «Езда в остров Любви»
3.2 Придворная карьера
3.3 Отношения с духовенством. Феофан Прокопович
3.4 Первый этап реформы русского стихосложения
3.5 Шутовская свадьба 1740 года 4 Тредиаковский и Академия наук (1740—1759) 4.1 Деятельность Тредиаковского в 1740-е годы. Избрание в Академию
4.2 Филологические работы 4.2.1 «Разговор об ортографии»
4.2.2 «Аргенида» 4.3 «Литературная война» Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова
4.4 «Сочинения и переводы как стихами, так и прозою» 4.4.1 Второй этап реформы стихосложения Тредиаковского. Классицизм
4.4.2 Тредиаковский и Руссо
4.4.3 «Псалтирь от Василия Тредиаковского» 4.5 Увольнение из Академии 5 Последние годы жизни. «Телемахида» (1759—1769) 5.1 После увольнения 5.1.1 «Житие канцлера Франциска Бакона»
5.1.2 «Римская история» 5.2 «Телемахида»
5.3 Последние труды. Кончина 6 Тредиаковский — музыкант и композитор
7 Оценки творчества
8 Комментарии
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки 11.1 Издания книг и переводов В. К. Тредиаковского
11.2 Биографические материалы
Тредиаковский Василий Кириллович

Добавить комментарий